В Греции змея, которую Филон Александрийский называет «наиболее духовной из всех животных», олицетворяет:
мудрость;
жизненное начало и обновление жизни — обвившаяся вокруг яйца как символа жизненной силы;
воскресение, исцеление;
страсти, придающие жизненность (витальность) мужскому и женскому началу — также с яйцом;
фаллос;
душу умершего (предка), призрак.
Имеются свидетельства широко распространённого в эгейском мире доисторического культа змеи, связанного с культами хтонических божеств плодородия (а также и богинь смерти). Возможным продолжением древне-балканского культа змей являются ранние кипрские и критские изображения «жриц» со змеями в руках. Великая Богиня, защитница домашнего очага, изображается со змеями в руках или (на древних монетах) сидящей на троне под деревом и ласкающей голову змеи. Позднее змеи ассоциируются с заменившими её фаллическими божествами, часто сохраняющими змеиные черты (териоморфный облик): облик змеи имеют, например, Зевс и Агатодаймон (agathos daimon — «добрый демон». Хтонические черты отчётливо прослеживаются в образе греческого бога врачевания Асклепия. Богиня Афина, по видимости, соединяет в себе разновременные пласты символики: часть её черт восходит к крито-микенской богине со змеями, часть — к раннему фаллическому земледельческому божествУ (змея самой богини, змея в корзине рожденного от извержения семени в землю Эрихтония).
Своим атрибутом змея имеют (посвящён, характерен для культа):
Зевс — часто имеет облик змея (Зевс-Аммон, Зевс-Хтониус);
Афина как богиня мудрости;
Аполлон:
— Аполлон Дельфийский как бог света поражает Пифона,
— для наказания Лаокоона Аполлон посылает двух гигантских змей;
Илифия — богине деторождения и как символ плодородия.
Асклепий — может иметь облик змея, его жезл обвит змеёй;
Гигея — Змея, обвившаяся вокруг чаши (Панакея ?)
Гиппократ;
Гермес — кадуцей;
Вакх / Дионис — манипулирование змеями составляло часть ритуалов в его честь Бахуса, и т.о. змеи стали атрибутом его свиты (сатиров, вакханок и т. д.)
божества-спасители…
Геката и змееволосые персонажи (Эринии, горгоны и соответствующее Медузе этрусское божество, Грайи — силы магии и ворожбы, мудрость и коварство;
Прочие змеиные образы:
Девятиглавая лернейская гидра.
Змей как страж дерева присутствует в мифах о Золотом Руне и яблоках Гесперид.
В «Илиаде» прорицатель Калхас толкует увиденного греками орла с раненой змеёй в когтях как предзнаменование победы греков; согласно Карлу Циммеру, этот образ представляет мужское начало и патриархальный строй арийцев, которые подавляют преимущественно матриархальный порядок Азии.
Три змеи на нагруднике Агамемнона отождествляются с небесной змеей — радугой.
Змея, которую видел Полиид, несла целебную траву, способную воскрешать мертвых.
Изображение змеи на могильном холме — обозначение места захоронения героя как символ воскресения и бессмертия: восходит к представлению о способности души умершего покидать тело в облике змеи, и перевоплощаться в неё вновь.
В Риме, вслед за Грецией, змеи связаны с богами-спасителями и божествами плодородия и целительства: Салус, Эскулап, Бахус. Последний, по преданию, был привезен в Рим из Эпидавра как змий.