Змеиный облик имеют:
вавилонская Тиамат;
ассиро-вавилонские ипостаси моря (Эа) Лакшми и Лакшами.
Змея служит атрибутом:
Иштар, как Великой Богини;
богини Земли — змея, обвившая шест;
умирающего бога, сына богини Земли — частый;
фригийского Сабазия — его главный атрибут;
богини злаков Нидабы — вырастающие из плеч.
В обрядах богини Иштар-Астарты прослеживается связь змеи с деревом — женским символом обновления земного цветения. К представлению этой связи в виде изображения обвивающей дерево змеи восходят в еврейской мифологии образы змия Райского сада и Медного Змия, созданного Моисеем.
В скифско-иранской традиции (по сведениям античных авторов и археологическим данным) известно представление о богине со змеиными ногами и двумя змеями, растущими из плеч.
Змей — одна из ипостасей Ангро-Майнью. В Персии змей Ази-Дахак — это «душитель», враг бога Солнца.
Для культур Малой Азии (Хаджилар) и Сирии (Тель-Рамад) VI-V-го тыс. до н. э. характерны культовые сосуды и крашеная керамика с изображениями змей (часто двух).
В Бахрейне обнаружены тысячи могильных курганов с забальзамированными останками змей, возраст этих могильников — 4 тысячи лет.
В кашмирской средневековой хронике Раджатарангини отражены представления о священных змях, обитающих в реках, от которых зависит уровень воды в них.
В верованиях иезидов змеи считаются самой могущественной в мире силой — носителями как добра, так и зла. Близ города Шейх-Ади (к северу от Мосула, Ирак) находится важный центр паломничества тысяч кочевников — Храм иезидов, на дверях главного входа которого изображена змея.
В Китае (как и во всех странах Дальнего Востока) не делается различия в символике змея и дракона.
Змея (ше) — шестое животное Двенадцати Земных Ветвей, связанное с югом, весной и огнем. Годы Змеи (1989, 2001 и т. д.) полны контрастов и считаются благоприятными для:
ведения сложных переговоров,
торговли и промышленности, урегулирования конфликтов
чувственной жизни
разного рода неожиданностей, переворотов, скандалов, стихийных бедствий и т. д.
Сама по себе змея несет негативную символику:
она входит в группу пяти ядовитых существ;
считается очень хитрой, лживой и опасной — змеиным сердцем народная молва надеяет «двурушников»;
служит воплощением злобы и насмешливости.
Как змеи с человеческими головами могут изображаться Фо-хи и Ниу-куа — брат и сестра, которые символизируют пару инь и ян (их значение сходно с символизмом кадуцея).
Реки с их извилистым руслом изображались в виде змей.
В сказаниях и сказках благодарные змеи дарят жемчужины.
Обладание змеиной кожей сулит богатство.
Сны со змеями истолковываются преимущественно в сексуальном смысле:
тело змеи ассоциируется с мужским половым членом;
треугольная голова — с женским срамным треугольником.
Змееборцем выступает бог бури Сусаноо, сразивший восьмиголовую змею Ямата-но Ороти.