Змея (или змей) — чрезвычайно распространенный символ в культуре Древнего Египта.
«…Из многих животных, изображения которых представлены в искусстве Древнего Египта, змея была самой священной и почитаемой. Обычно изображались две змеи, увенчанные двумя царскими коронами — Верхнего и Нижнего Египта, соответственно. Часто фараоны изображались со змеей на лбу. И самым священным символом было изображение двух змей на крылатом диске…»
А.Элфорд, Боги нового тысячелетия
«Змея ассоциировалась с духовным возрождением и воскресением. В древнеегипетском тексте она сама напоминает об этом: „Я змея Сата, я умираю и рождаюсь вновь“».
М. Касперавичюс, Мистическая анатомия
В системе иероглифов изображение улитки или рогатой змеи фонетически эквивалентно букве F, а знак, передающий движения змеи — Z. Оба они «относятся к первородным и космическим силам». Змея, как и другие рептилии, используется также при упоминании изначальных — наиболее примитивных — уровней жизни: именно рептилии первые приветствуют бога Ра, когда он появляется над поверхностью первобытных вод Нун.
Как хтоническое животное змея относится к силам, созидающим жизнь, символизирует собой силу творения (обвивающая крылатое солнце). Согласно египетской эсхатологии, прабог Атум должен в конце мира вернуться в хаос в виде змея Урей.
Согласно «Книге Мертвых»:
змей выступает символом Земли;
змей-психопомп, защищает умершего от врагов на пути в потусторонний мир;
демоны-разрушители, населяющие Дуат имеют вид змей с ногами, крыльями, изрыгающих огонь, вооруженные ножами и т. д.;
кольца стража девятой двери означают привязанность к миру.
змея, сбрасывающая кожу, служит символом продолжения жизни после смерти (гл. LXXXVII).
В «Текстах Пирамид» иероглифический знак «змея» снабжен множеством ножей, дабы нейтрализовать опасное животное.
Змейный облик имеют многие египетские божества:
Амон как прабог выступает в образе змеи Кематеф;
Мехент — «Окружающий Землю», который выполняет функцию мирового змея, держащего на себе землю;
Апоп (Апофис) — соперник бога Солнца, угрожающий его барке;
Уто — охранительница Нижнего Египта и города Буто;
Рененутет — богиня плодородия и урожая зерна;
Меритсегер (Мерит-Сегер) — «любящая молчание» богиня фиванского некрополя;
Керастис — рогатая гадюка;
демоны времени и отрезков времени, например, двухголовая змея Нехебкау.
С головой змеи изображаются:
бог земли Геб — иногда;
женские божества огдоады — голова змеи;
Имеют змею своим отрибутом:
Осирис — согласно египетской Книге его жилище покоилось на воде, а стены были сделаны из живых змей.
Неф, стоящий на змее Мехенте с гадюкой в руках.
Для Древнего Египта характерно использование образа змея как социального классификационного знака священного царя (кобра как символ высшей божественной и царской мудрости и власти, знания, золота). Кобра (богиня Уто) вместе с грифом (Нехбет), изображенные на двойной короне фараона, сиволизируют власть фараона над объединенной страной и божественную защиту фараона.
Кушитские и мероитские цари и царицы обычно представляются увенчанными коронами с изображением кобры, подобными коронам фараонов. Для глиняной посуды местного производства характерен символ крылатой змеи.
В эллинистическом Египте:
две змеи рядом с солнечным диском олицетворяют богинь Ноус и Логос, изгнавших врагов бога Ра;
змея с головой льва — защита от зла.