Мезоамерика
В центрально-американских культурах доколумбовой эпохи змея — ацт. коатль:
фаллический символ, олицетворяющий вечное творение и бесконечное время;
образ единого духа, пронизывающего все формы Вселенной — ацтеки;
посредник между богом и человеком, часто выступает в роли культурного героя или мифического предка;
небесное божество:
— Белый Бог, из черного чрева которого падает дождь,
— змея (небо) из пасти которой выглядывает бог солнца — у тольтеков.
Главный змеиный образ Центральной Америки, имеющий исключительно высокое религиозное значение — Пернатый змей (Кетцалькоатль у инков, Куклькан у майя), соединяющий в себе черты змеи и птицы ке(т)цаль. У инков змея и птица рассматриваются как благотворные ипостаси Кетцалькоатля, а их символические качества, слитые в образе последнего, образуют дуалистическую систему, связывающую небо и землю. К этому древнему дуализму восходят гербовые фигуры города Мехико (ацт. Теночтитлан) — сидящий на кактусе орел со змеей в когтях[13]. Вероятно, благодаря «полярности» образа Пернатого Змея в нём находят своё воплощение различные аспекты проявления силы:
солнце и восточная область неба / пространства, дождь, ветер, гром и молния;
изначальное движение ветра и воды;
дух, дыхание жизни, сила восхождения ,знание.
Согласно ацтекскому мифу Кецалькоатль и Тескатлипока, превратившихся в двух змеев, разорвали плававшее в первоначальном океане прожорливое земное чудовище (своего рода аналог месопотамской Тиамат) на две части из которых сделали землю и небо. Майя-чорти связывали змею с творением как совокуплением неба и земли, который терзает бога-змею, из крови которого рождается человечество: символ расчленения первоначального единства и возникновение множественности явленного мира. В Книге Чилам-Балама (сборник древних религиозных текстов майя) говорится, что первыми жителями Юкатана были Люди Змеи, приплывшие на лодках с востока во главе со своим вождем Ицаманой, Змеей Востока — великим лекарем, который мог лечить наложением рук и оживлял мертвых.
В качества атрибута змею имеют:
все божества дождя и ветра;
Кетцалькоатль, который, кроме прочего, плавал по воде на плоту, сделанном из змей;
зодиакальный бог Неба — в солнечном аспекте;
Мать-Земля, одетая в юбку из сплетенных змей — в лунном аспекте.
Типологически с хтоническими змеиными богинями иранской мифологии отчасти сходны ацтекские:
Коатликуэ — нахуатль «одетая в змеиное платье» — хтоническое божество плодородия, ходившей по мифическому «Холму змей», и
Чикомекоатль — нахуатль «девять змей».
Использование символа змея как социального классификационного характерно для царства инков — изображение змей присутствует на «гербе» верховного инки; и ацтеков, которые почитали змею символом верховной власти.
Змея служит календарным символом для пятого дня, считавшегося по преимуществу неблагоприятным, так как змея считалась существом бедным и бездомным. Считается, что рождённые в этот день (зависящие от этого знака) становятся разъездными торговцами и воинами, вынужденными постоянно кочевать.
Северная Америка
В представления североамериканских индейцев змеи — посредники между людьми и нижним миром, предвестники смерти. Выступают олицетворением лунной и магической силы, а также вечности. Характерен образ рогатого змея, воплощающего дух воды и её оплодотворяющей сила. В этом облике Великий Маниту пронзает рогами Жабу (Темного Маниту), олицетворяющую зло.
Как громовое существо змей выступает носителем дождя и врагом Громовой Птицы. В виде змеи изображаются молния и копье богов войны.
Южная Америка
В мифологии индейцев Южной Америки обнаруживаются следующие мотивы:
змей, убитый тремя сыновьями первого человека, изрыгает воду, затопившую весь мир — древнеперуанский миф;
небо некогда упало на землю, но змей, обвившийся вокруг них, вновь разъединил их и продолжает держать разъединёнными — Восточная Боливия;
змей, оставленный матерью, поднялся на небо и превратился там в Радугу;
змей Боюсу является днём в виде радуги, а ночью в виде чёрной дыры среди Млечного пути — бассейн Амазонки;
два змея-близнеца — Бразилия;
Пример переосмысления архаических представлений и культа змей — рассказ племени ихкарьяна (Бразилия) об анаконде, которую держала в клетке в воде и кормила женщина. Когда покровительница однажды не принесла мяса, змея съела её. Индейцы убили анаконду и «в это же время пролился дождь, подул ветер-победитель, победитель большой змеи-анаконды».
Австралия и Океания
У австралийских аборигенов:
змей выступает одним из творцов мира;
Змей-Радуга:
— олицетворяет мужской принцип, молнию,
— связывается с плодовитостью, прародительницей-землёй и дождём,
— нередко противопоставляется огню и солнцу;
присутствие змеи ассоциируется с беременностью.